МОУ СОШ
с.Кугалки Яранского района Кировской области |
|||||||||||
|
Родителям |
||||||||||
|
Фотоотчеты: «Бабушки и внуки», праздник, посвященный Международному женскому дню |
||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
Родителям |
||||||||||
|
|
||||||||||
|
Проблемы
нравственного
воспитания
ребенка в
семье История
проблемы Социальные,
общественные,
политические,
нравственные
трудности в
каждом
временном
отрезке
истории
имеют свои
особенности.
Это побуждает
философов,
психологов,
педагогов
того или
иного
исторического
периода рассматривать
указанную
проблему
под тем углом
зрения,
который
данные
особенности
в большей
мере
отражает.
Безусловно,
не всегда
точки зрения
совпадали и,
более того,
часто
бывали диаметрально
противоположными.
В. Титаренко
в статье
«Семейное
воспитание,
его специфичность
и
необходимость»
отмечает:
«Что же
касается
семьи, то её
роль
ставилась
под сомнение
целым рядом
представителей
общественной
мысли в
прошлом
(Платон,
Гегель, Т. Кампанелла,
Ш. Фурье…), да и
сейчас ещё
существует
такое
мнение». Да, в
нашей
стране, во всяком
случае,
взгляды на
семейное
воспитание
долгое
время были
неоднозначными.
Профессор Ф.
Фрадкин и
доктор
педагогических
наук М.
Плохова
обращались
к истории
этого вопроса.
Вот что они
отмечали:
«До
революции школьное
воспитание
рассматривалось
как нечто
дополнительное
к основному
– воспитанию
в семье.
Основы
нравственности,
утверждали
Л. Н. Толстой и
С. А.
Рачинский, К.
Д. Ушинский и П.
Ф. Каптерев,
другие
педагоги,
закладывались
в семейном
воспитании,
а основная
задача
школы – дать
ученику
образование.
Воспитание
эффективно,
если есть
преемственность
между
прошлым,
настоящим и
будущим.
Именно эту
связь
обеспечивает
семья. Добрая
воля и
совесть
человека
пробуждаются
в
благоприятной
семейной
обстановке. Принципиально
по-иному
решался
вопрос после
революции.
Задача
формирования
человека
нового типа
требовала
«разрыва» с
семейным
«консервативным»
воспитанием,
которое
вызывало тревогу.
Н. И. Бухарин
говорил, что
необходимо
«разрушать
старые
отношения в
семейной организации»
и вести
«медленный
подкоп под
самую
консервативную
твердыню
всех гнусностей
старого
режима». В эти
же годы
определяется
вторая
стратегия
по
отношению к
семейному
воспитанию.
С. Т. Шацкий, П.
П. Блонский, Н.
Н. Иорданский,
А. В.
Евстигнеев-Беляков
считали необходимым
опереться
на
положительное
в семье,
использовать
традиции
семейного воспитания…
Необходимо,
утверждала
эта группа
педагогов,
использовать
в воспитательных
целях
трудолюбие,
теплоту и
сердечность
семейных
взаимоотношений… Но,
несмотря на
существование
этой точки зрения,
набирала
силу
тенденция, в
соответствии
с которой
необходимо
было
вырвать ребёнка
из семьи и воспитать
его в
специально
созданных
учреждениях
–
школах-коммунах,
детских
городках и т.
п. В 50-60-е
годы эта
идея
возродилась
вновь. Школы-интернаты
должны были
избавить
детей от пережитков,
сохранившихся
в советской
семье. Они
были
призваны
уберечь ребёнка
от
разногласий,
семейного
стремления к
накопительству
в ущерб
общественным
интересам,
корыстных
расчётов и
простого
легкомыслия.
Планировалось
довести к 1980
году число
детей в
школах-интернатах
до двух с
половиной
миллионов.
Предполагалось
добиться того,
чтобы
каждая
семья имела
бы возможность
бесплатно
содержать
детей и
подростков
в детских
учреждениях. В 60-х
годах
педагог В. А.
Сухомлинский
вступает в
отчаянную
борьбу с
сохранившимся
с 30-х годов
педагогическим
подходом к
семейному
воспитанию.
Отец и мать –
величайшие
авторитеты
для ребёнка.
Существует
глубокая
связь
поколений, писал
учёный,
ребёнок –
одно
из звеньев
тянущейся в
века
цепочки, и
обрыв её – тягчайшая
трагедия,
которая
неизбежно
приводит к
распаду
нравственных
начал. Заслуга
В. А. Сухомлинского
в
возвращении
к
общечеловеческим
ценностям.
Он первым в
советской
педагогике
обратился к
процессам
духовной жизни
ребёнка,
необходимости
и ценности
сопереживания,
сочувствия,
созидания
необходимых
условий для
воспитательной
деятельности
родителей и
учителей». Сущность
нравственного
воспитания Воспитание
– навыки
поведения,
привитые семьёй,
школой,
средой и
проявляющиеся
в общественной
жизни. Нравственность
– правила,
определяющие
поведение,
духовные и
душевные
качества, необходимые
человеку в
обществе, а
также
выполнение
этих правил,
поведение. Мораль
– правила
нравственности,
а также сама
нравственность. Что же
представляет
собой
нравственное
воспитание? В. А.
Сухомлинский
отмечает,
что
воспитание –
это
постепенное
обогащение
ребёнка знаниями,
умениями,
опытом, это
развитие
ума и
формирование
отношения к
добру и злу,
подготовка
к борьбе
против
всего, что
идёт
вразрез с
принятыми в
обществе
моральными
устоями. По определению
В. А.
Сухомлинского,
суть процесса
морального
воспитания
состоит в
том, что
моральные
идеи
становятся
достоянием каждого
воспитанника,
превращаются
в нормы и
правила
поведения.
Основным
содержанием
нравственного
воспитания
В. А. Сухомлинский
считал
формирование
таких
качеств личности,
как
идейность,
гуманизм,
гражданственность,
ответственность,
трудолюбие,
благородство
и умение
управлять
собой. Писатель
и педагог С. А.
Соловейчик
пишет: «Воспитание
- это
обучение
нравственной
жизни, то
есть
обучение
нравственным
средствам.
Воспитывая
детей, мы
учим их
добиваться
своих целей
за свой счёт
– пользуясь
лишь
нравственными
средствами.
Нравственность
(определяемая
вопросом
«за чей
счёт?»)указывает
нижнюю границу
возможных
для
человека
действий и поступков;
через
требования
нравственности
переступить
невозможно.
Нравственность
– граница дозволяемого
совестью. А
верхней
границы нет,
вверх –
духовность,
она
бесконечна…
У человека
любые
выборы,
кроме тех,
которые связаны
с
затруднениями
для другого
человека…
Будет
нравственное
воспитание
– ребёнок
воспримет
правила
культурного
поведения
из среды, его
окружающей,
возьмёт
пример с
родителей…
Будет
нравственность,
почти наверняка
будет и
духовность;
не будет
нравственности
– не будет
ничего,
никакого
воспитания». Нравственные
ценности,
ориентиры и
убеждения
личности
заключаются
в семье.
Семья – это
особого
рода
коллектив,
играющий в
воспитании
основную,
долговременную
и важнейшую
роль. Выдающийся
философ В. В.
Розанов
отмечал: «…
лишь семья,
лишь она
одна может
воспитать в
детях
существеннейшие
стороны
культуры, привить
её самые
одухотворённые,
эфирные
частицы…». «Духовная
атмосфера
здоровой
семьи призвана
привить
ребёнку
потребность
в чистой
любви,
склонность
к
мужественной
искренности
и
способность
к спокойной
и достойной
дисциплине»,
– писал в 1962
году
философ И. А. Ильин. Итак,
семья –
ребёнок –
нравственность
– вот
цепочка,
интересующая
нас. Исследователь
проблемы
нравственного
воспитания
детей в
семье С. И.
Варюхина
отмечает,
что «среди
многих
ценных
человеческих
качеств
доброта –
главный
показатель
развитости
человеческого
в человеке…
Понятие
«добрый
человек» -
очень
сложное. Оно
включает
самые
различные
качества,
издавна ценимые
людьми.
Добрым
можно
назвать
человека, у
которого
развиты
любовь к
Родине, рядом
живущим
людям,
активное
стремление
делать
добро,
способность
к
самоотречению
во имя блага
других,
честность,
совестливость,
правильное
понимание
смысла
жизни и
счастья,
чувство
долга,
справедливость,
трудолюбие».
Это всё –
понятия
нравственности. «Что
же следует
воспитывать
в наших
детях с
самого
раннего
детства, из
чего складывается
нравственный
мир
ребёнка?» -
задаётся
вопросом С. И.
Варюхина и
приводит
такую
классификацию. «Моральное
сознание
человека,
или нравственный
мир
личности,
включает в
себя три уровня: мотивационно-побудительный; эмоционально-чувственный; рациональный,
или умственный. Каждый
из этих
уровней
состоит из
элементов,
составляющих
суть
нравственного
мира человека. Мотивационно-побудительный
уровень
содержит
мотивы
поступков,
нравственные
потребности
и убеждения.
Нравственное
воспитание
только
тогда носит
правильный характер,
когда в
основе его
лежит
побуждение
детей к
развитию,
когда сам
ребёнок проявляет
активность
в своём
нравственном
развитии, то
есть, когда
он сам хочет
быть хорошим.
Этот
уровень
наиболее
важный,
именно
здесь
коренятся
истоки
поведения
человека, осуждаемые
или
одобряемые
людьми и
обществом,
приносящие
добро или
зло, пользу
или вред. Чувственно-эмоциональный
уровень
состоит из
нравственных
чувств и эмоций.
Эмоции, как
известно,
бывают
положительными
(радость,
благодарность,
нежность,
любовь,
восхищение
и т. п.) и
отрицательными
(гнев,
зависть, злость,
обида,
ненависть). Эмоции
необходимо
облагораживать,
окультуривать
одним
словом –
воспитывать.
Нравственные
чувства –
отзывчивость,
сочувствие,
сострадание,
сопереживание,
жалость – непосредственно
связаны с
эмоциями.
Эти чувства
приобретаются
человеком с
результате
воспитания
и являются
важнейшими
составными
доброты. Без нравственных
чувств
добрый
человек не
состоится». Чешский
педагог М.
Климова –
Фюгнерова
отмечает:
«Родительский
дом в
становлении
и культивировании
чувств
занимает
первоочередное
место.
Заменить
его не может
ничто. Дом
для ребёнка
– школа
подготовки
к жизни. В
доме должны
царить
любовь,
справедливость,
терпимость
не только к
детям…, но и
ко всем
остальным
членам
семьи.
Воспитание
чувств
включает в
себя
воспитание
сочувствия.
Развитие
этого
чувства
требует
поддержки со
стороны
родителей –
и не только
словом, но и
примером.
Ребёнок
должен
видеть, как
мы на
практике
проявляем
свою любовь
к ближнему…
Сочувствие
– одно из
прекрасных
человеческих
свойств,
потому что
оно –
выражение
человечности. Чувства
– движущая
сила
стремления
к цели. Если
человек
кого-нибудь
любит, то
хочет доставить
ему радость. Чувства
– источник
вдохновения,
радости, задора
в
интересной
работе. Чувства
– источник
силы. Любовь
к человеку,
например,
может вести
к самоотверженному
труду, к
мужеству,
героизму,
бесстрашию. Чувства
–
действенные
помощники
воспитания.
Запрет,
менторство,
морализаторство
далеко не
так
доходчивы,
как
сердечность,
искренность
и ласка.
Холодная
строгость в
воспитании
вызывает у
ребёнка отчуждение,
которое
может
перерасти в
притворство,
лицемерие и
обман». «Рациональный,
или
умственный,
уровень содержит
моральные
знания –
понятия о
смысле
жизни и
счастье,
добре и зле,
чести,
достоинстве,
долге. Кроме
понятий, к
моральным
знаниям
относятся
также
принципы,
идеалы,
нормы
поведения,
моральные
оценки. Воспитывать
в детях надо
все
элементы их
нравственного
мира. Всё
важно.
Гармония
нравственного
мира
человека,
гарантия
его доброты
обеспечиваются
только всеми
его
слагаемыми,
но
направляющими
являются
нравственные
потребности.
Нравственные
потребности
– самые
благородные
и человечные
– не даются
от природы,
их
необходимо
воспитывать,
без них
невозможна
высокая духовность,
доброта. «Настоящим
человеком
становится
только тот, -
писал В. А.
Сухомлинский,
- у кого в душе
возникают,
утверждаются
благородные
желания,
которые
стимулируют
поведение,
порождают
страсти и
поступки…
Как можно
больше
поступков,
побуждаемых
благородными
желаниями,
стремлениями
личности к моральному
идеалу, - вот
одно из
золотых
правил
воспитания
подростков». Что
же такое
потребность
вообще?
Потребность
– это
стремление
пополнить в
организме
то, что
отсутствует
для его
нормального
существования. Для
возникновения
нравственной
потребности
ребёнка
необходима
моральная
среда. Такой
средой
должен быть
добрый мир
семейного
или иного
окружения. Ребёнок,
даже ещё не
умея
говорить, не
осознавая
речь и
поступки
взрослых,
уже понимает,
«улавливает»
моральный
климат
семейного
окружения и
по-своему
реагирует
на него.
Доброжелательность
в отношении
друг к другу,
спокойная
ласковая
речь, спокойный
тон в
общении –
хороший и
обязательный
фон для
формирования
в ребёнке
нравственных
потребностей,
и, наоборот,
крик, грубые
интонации –
такая
семейная
атмосфера приведет
к
противоположным
результатам. Все
элементы
нравственных
потребностей
максимально
насыщены
чувствами и
эмоциями. Для
воспитания
у ребёнка
нравственных
потребностей
нужно знать,
из каких
элементов
они состоят. Нравственные
потребности
начинаются с отзывчивости,
которую мы
понимаем
как
способность
человека
понять
затруднительное
положение или
состояние
другого. Отзывчивого
человека
обычно
называют чутким,
сердечным.
Отзывчивость - это целый
спектр
чувств –
сочувствие,
сострадание,
сопереживание.
Воспитывать
отзывчивость
в ребёнке
нужно ещё до
того, как у
него
сложатся
представления
о добре, зле,
долге и
других
понятиях. Другой
важнейший
элемент
нравственных
потребностей
– нравственная
установка,
которую
можно
сформулировать
так: «Не
вредить
никому, а приносить
максимум
пользы». Её
нужно
формировать
в сознании
ребёнка с
того
времени,
когда он
начинает
говорить. Благодаря
этой
установке
ребёнок
всегда будет
стремиться
к добру, в нём
преодолевается
врождённый
эгоизм или
эгоцентризм. Обобщённо
нравственную
установку
можно
обозначить
как любовь к
людям,
природе. По
мере
развития
сознания
она перерастает
в любовь к
Родине, к
своему народу. Нравственную
установку у
ребёнка
нужно воспитывать
постоянно
словом и
делом, примером
и
разъяснением,
используя
волшебную силу
искусства и
живой мир
природы. И
последним,
важным
структурным
элементом
нравственных
потребностей
является способность
к
деятельной
доброте и
непримиримость
ко всем
проявлениям
зла. Действенность
добра
успешно
формируется
у детей всем
примером
жизни взрослого
семейного
окружения и
поэтому важно,
чтобы у
последнего
не
расходилось
слово с
делом. Ничто
не приносит
столько
вреда
воспитанию
доброты, как
расхождение
образа
жизни взрослых
с их
словесными
наставлениями.
Это ведёт к
разочарованию
у детей,
недоверию,
насмешкам,
цинизму». С.
И
Варюхина
также
отмечает,
что одно из
центральных
понятий
нравственного
мира
человека –
совесть.
«Совесть –
это способность
человека к
самоконтролю,
самооценке
на основе
общественных
моральных
оценок.
Совесть
исконно
означает
знание
общих
сведений о
человеческом
поведении,
его нормах,
принципах,
сущность
человека и т.
п. Начинать
формировать
совесть
нужно с воспитания
у ребёнка
чувства
стыда. Следующий
этап
формирования
совести должен
совпасть с
развитием
таких
понятий, как
моральный
долг и
ответственность.
Моральный
долг,
ответственность
и совесть
роднит одно
качество
человека –
чувство
вины, в случае
невыполнения
каких-либо
обязательств. Осознание
ребёнком
сущности
понятия «совесть»
подготавливается
совокупностью
нравственного
семейного
воспитания.
И важную
роль здесь
играют
нравственные
потребности,
так как
особенно
остро
угрызения
совести
проявляются
при
несправедливости
по отношению
к человеку,
при
осознании
того, что ты
кому-то
причинил
зло, вред, что
человеку
плохо и ты тому
виной.
Первейшая
задача
родителей –
воспитать в
своих детях
глубокое,
надёжное понимание
совести,
чтобы оно
стало
чувством, частицей
духовного
мира. Таковы
элементы
нравственных
потребностей.
Знание их
поможет
родителям
воспитать
детей
добрыми
счастливыми
людьми,
приносящими
благо
обществу. Нравственные
потребности
человека
теснейшим
образом
связаны с
нравственными
чувствами,
которые
являются
также
мотивами человеческого
поведения.
Это
сострадание,
сочувствие,
сопереживание,
бескорыстие… Воспитать
развитые
нравственные
потребности
– главнейшая
задача
родителей.
Задача
вполне выполнимая.
Что же нужно
для её
успешного
решения? Родители
должны
осознавать
важность
этой задачи. Развивать
сами в себе
эти
нравственные
потребности,
так как
совершенствование
продолжается
всю
человеческую
жизнь. Родители,
которые
хотели бы
воспитать
своего ребёнка
не стихийно,
а
сознательно,
должны начать
анализ
воспитания
своего
ребёнка с анализа
самих себя, с
анализа
особенностей
собственной
личности. Знать,
как, какими
методами
формировать
в детях
нравственные
потребности. Проблемы
нравственного
воспитания
в семье
Социальному
педагогу
чаще всего
приходится
работать с
подростками.
Это очень
сложный
возраст.
Целые
клубки
подростковых
проблем
приходится
распутывать
педагогам и психологам.
Одна из
важнейших
особенностей
подросткового
возраста –
развитие
нравственного
сознания:
нравственных
представлений,
понятий,
убеждений,
системы
оценочных
суждений,
которыми
подросток
начинает
руководствоваться
в поведении.
В зависимости
от того,
какой
нравственный
опыт
приобретает
подросток,
какую
нравственную
деятельность
он
осуществляет,
будет
складываться
его личность.
В этом
возрасте
для ребёнка
особенно
велика
опасность
стать
жертвой
неправильного
воспитания.
Обратимся к
реальным
ситуациям. Исследователь
С. Э. Карклина
приводит
такой
пример. Мать
воспитывает
дочь Инну
одна, отец
ушёл, когда
девочке
было 3 года.
Мать
активно
настраивала
Инну против
отца,
который
приезжал к
дочери: «Он
человек
отвратительный.
Он тебя
бросил, он
тебя не
любит, и ты с
ним даже не
здоровайся!..» Далее
С. Э. Карклина
пишет: «Я
вызвала
Иннину мать.
Пыталась ей
объяснить,
что нельзя в
девочке
убивать
уважение к отцу.
Оно
посмотрела
на меня
поверх
очков и чётко
произнесла: – Я сама
знаю, что
можно и что
нет. Он
негодяй, и
дочь должна
знать это. Я
её мать, я её
люблю, я одна
сделаю её
счастливой. Ни
учителя, ни
родительская
общественность
не могли
убедить
Иннину мать,
что она
неправильно
воспитывает
дочь. – Инна –
это
единственное,
что у меня
есть в жизни.
Я всё отдала
ей… Я
работаю
день и ночь… И на самом
деле было
так. Инна
занималась
с учителем
английского
языка, для
уроков музыки
мать
приглашала
ей лучших
преподавателей.
Девочка ни в
чём не знала
отказа. Всё свободное
время мать
отдавала ей:
они вместе
ходили по
музеям,
смотрели
фильмы,
читали
книги, и
казалось,
что лучших
друзей, чем
мать и дочь
не найти. Но это всё
только
казалось.
Инна росла
вздорной и
эгоистичной.
В классе её
не любили». Подтверждением
непозволительного
поведения
девочки
было
множество
инцидентов.
И вот
наступил
день, когда
мать
прибежала в
школу и в
отчаянии
воскликнула,
обращаясь к
учителям (!):
«Кого вы
воспитали
из моей дочери?
Я
жаловаться
на вас
пойду!»
«Женщина залилась
слезами.
Было трудно,
но пришлось
сказать ей
всю правду: –
Вас об этом предупреждали
не один раз.
Вы сами
подрубили
ветку, на
которой
сидели. Вам
хотелось построить
свой
авторитет
за счёт
крушения всех
авторитетов
вокруг. Но вы
не подумали
о себе самой.
Инна не
может
любить и
уважать вас,
потому что
она вообще
никого не
любит и не
уважает». Это яркий
пример
совершенно
безнравственного
(несмотря на
походы в
музеи и
театры) воспитания. У
подростков
часто не
ладятся
отношения не
только с
родителями,
но и со
сверстниками,
с учителями,
с собой,
наконец. Вот
отрывок из
письма
девушки: «О себе:
зовут
Наташа, мне 16
лет. Учусь в 11
классе.
Надеюсь
закончить
школу с 2-3 четвёрками
и
остальными
пятёрками. Недавно
мои
родители в «Комсомолке» прочли
в письме 15-летней
девчонки: «Я
разочарована
в жизни». Они
посмеялись
над этим и
сказали что-то
вроде: «Ну и
молодёжь». Мои
родители
совершенно
не знают
меня. Я сама
не помню,
когда
потеряла
связь с ними.
У меня нет
сейчас ни
малейшего
желания
делиться с
ними своими
переживаниями.
Я болтаю о всякой
чепухе, и они
считают, что
в нашей семье
всё благополучно.
Я не пью, не
курю, не
гуляю ночами,
не стану
внаглую
хамить.
Этого для
всех достаточно.
Для
родителей
ещё нужно,
чтобы я много
читала и
готовилась
к
поступлению
в институт. И
никого – ни
одного
человека! – не
волнуют мои
взаимоотношения
со сверстниками.
Взрослые во
всех нас
видят лишь «ребёнка
среди
взрослого
мира»… Пока я могу
сказать
лишь, что в
своей жизни я
не вижу ни
малейшего
смысла…» Произошло
отчуждение
между
родителями
и ребёнком,
которое
уходит
своими
корнями в детство
этой
девушки, скорее,
в период её
отрочества.
Родители,
конечно,
любят дочь.
Но, видимо,
любовь эта
стала незаметной,
повседневной,
исчезли
доверие и
искренность
в
отношениях
между
членами
семьи. Отец и
мать не
подозревают,
что «проглядели» душевную
драму своей
уже взрослой
дочери. Но не
всегда
родители
бывают
столь
педагогически
слепы.
Немало
таких отцов
и матерей,
которые «чувствуют» критическую
ситуацию,
обращаются
за помощью к
педагогам и
прислушиваются
к их советам. Чем
необходимо
руководствоваться
учителю?
Прежде, чем
начать
беседу с
родителями,
необходимо
определить
внутрисемейные
социально-психологические
факторы,
имеющие
воспитательное
значение
(воспитательный
потенциал
семьи). По
определению
социологов ,
воспитательный
потенциал
семьи
определяется
рядом
факторов: её
материальной
и
жилищно-бытовой
обеспеченностью,
культурно-образовательным
уровнем
родителей,
существующим
в ней морально-психологическим
климатом,
авторитетом
отца и
матери у
детей и
доверием
детей к родителям,
единством
требований
в семье. В
связи с этим
педагогические
огрехи
родителей
могут быть
вызваны
следующими
причинами: неполная
семья; конфликтная
атмосфера в
семье; наличие
сформировавшейся
изначально
ложной
точки
зрения на
воспитание
ребёнка. Например:
«Мой святой
долг – одеть,
обуть, накормить,
а остальное
– дело
школы»; при
полном
внешнем
благополучии
семьи – авторитарные
методы
воспитания; излишняя
порочная
родительская
любовь и т. п. Задачи
педагога: а)
выяснить,
как сделать
так, чтобы
максимизировать
положительное
и свести к
минимуму
отрицательное
влияние
семьи на
воспитание
ребёнка; б) убедить
родителей (в
каждом
конкретном
случае
используя
нужный
подход) в
ошибочности
и
несостоятельности
их точки
зрения и указать
методы и
пути
нравственного
воспитания
ребёнка в
семье.
|
||||||||||
|
|||||||||||
|
|
||||||||||
|
|
||||||||||
|
|
||||||||||
|
|
||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|
||||||||||
Родителям |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||